Если судьба когда-нибудь занесёт вас в Улан-Удэ, обязательно посетите Этнографический музей народов Забайкалья. Добраться до него будет непросто - он находится на самой окраине города, в районе, называемом Верхняя Берёзовка, и общественный транспорт до самого музея доезжает не всегда. И всё же данный музей стоит всех этих трудностей.
В своём вступительном слове я оговорила, что не буду публиковать фотографии из музеев. Но этот музей - особенный, ибо большая часть его экспонатов находится под открытым небом. На территории музея собраны образцы зданий из разных эпох. Ещё одной изюминкой музея является небольшой зоопарк, в котором обитают животные со всех уголков Бурятии, домашние и не очень. Но животных я, так уж и быть, вам показывать не буду, чтобы осталась хоть какая-то маленькая тайна, а вот разные интересные строения покажу.
Не так давно в музее была построена эта интересная юрта, и именно с неё я начну свой рассказ. Для тех, кто не знает, юрта - это традиционное жилище бурят и многих других кочевых народов. Про то, какими бывают юрты и что у них находится внутри, я подробнее расскажу дальше. Про этот конкретный образец скажу лишь то, что в этой юрте, по замыслу её создателей, должна находиться резиденция Сагаан Убэгэна - или Белого Старца, бурятского аналога русского Деда Мороза и европейского Санта-Клауса. Белый Старец, как и Дед Мороз, - очень древнее и весьма почитаемое бурятами божество, которое органично вплелось и в буддийскую культуру. До статуса местного Деда Мороза Сагаан Убэгэн снизошёл не очень давно, хотя он традиционно является символом местного Нового года - Сагаалгана, или праздника Белого месяца. У бурят, как и многих других восточных народов, Новый год отмечается не по солнечному, а по лунному календарю. В Бурятии в праздник Белого месяца традиционно на столе должна быть так называемая "белая пища" - то есть молоко и различные молочные продукты. Ещё в ночь накануне праздника в буддийских храмах - дацанах - на особых кострах сжигают грехи людей, в виде денежных купюр или фигурок из теста, чтобы люди вошли в Новый год чистыми от всяких грехов. Но об этом - как-нибудь в другой раз, а пока вернёмся к Сагаан Убэгэну и его резиденции. Ведущий цвет юрты - белый, а почему, я, кажется, уже объяснила. По всему периметру юрты стоят своеобразные деревянные штандарты (два из них вы можете видеть по обе стороны от меня и от моей подруги). На каждом из них выбито имя чьего-либо местного новогоднего божества, город, в котором оно проживает, и количество километров от него до этого места. Например, "Дед Мороз, Великий Устюг, <...> км". Эти штандарты появились около юрты в прошлом году, так как именно тогда в юрте проходила международная конференция Дедов Морозов. В центре юрты стоит трон Белого старца, обвитый ветвями абрикоса - священного дерева божества - ну и, конечно, традиционный очаг. Также внутри юрты расположена небольшая выставка предметов быта бурят и культовых буддийских предметов.
Первый комплекс, который встречается нам на пути - эвенкийский. На территории Бурятии проживает множество различных народов, но традиционно основными считаются три: русские, буряты и эвенки. Именно к традиционным зданиям эвенков мы вначале и направились. Традиционное жилище эвенка - чум, но чумы отличаются друг от друга по виду и функциям. На этом снимке я стою рядом с летним вариантом чума, оббитым берестой.
Нашей следующей остановкой в эвенкийском комплексе было жилище шамана. Чум шамана оббит оленьими шкурами, а у его входа шамана стерегут два грозных деревянных идола. Перед чумом ещё стоит деревянная колесница, запряжённая деревянными же оленями. На этой колеснице, впадая в состояние транса, шаман "путешествовал" по мирам духов. К сожалению, фото с колесницей у меня не получилось.
Этот идол также стоит неподалёку от жилища шамана. Согласно местным приметам, если хочешь, чтобы сбылось загаданное тобой желание, нужно оставить монетку в любой трещине в деревянном туловище идола и пролезть между его ног, ничего при этом не задев. С моей массивной шубой выполнить все условия приметы оказалось не так-то просто.
А так выглядит эвенкийский комплекс целиком. На переднем плане справа, по навесом - традиционная эвенкийская лодка, слева - чум не очень богатого человека, оббитый древесной корой. Позади них, под небольшими навесами, находятся предметы быта эвенков.
Так выглядит центральная площадь музея. На ней находится церковь и городские здания Улан-Удэ XIX - начала XX века.
А так выглядит комплекс зданий, относящихся к русской деревне того же периода.
Мы посетили традиционную русскую избу, однако, поскольку в зимнее время музейные здания закрыты на консервацию, мы смогли оценить только внешний вид этих построек.
Чуть поодаль находится группа бурятских юрт зимнего типа. Зимние юрты были сделаны из брёвен наподобие изб, а вот летние создавались из войлока. Один краешек такой летней юрты выглядывает слева на снимке центральной площади музея.
Проходя мимо комплекса купеческой усадьбы начала XX века, мы обнаружили среди однотонной деревянной "массы" такое интересное цветное пятно. Эти разукрашенные ворота, конечно же, были запечатлены на долгую память.
Ещё в купеческой усадьбе наше внимание привлекло это помещение, в котором собраны все возможные средства передвижения и перевозки грузов до изобретения автомобиля.
Наша последняя остановка была там, где вообще-то, по идее, надо было наш путь начинать. Это археологический комплекс, на котором представлены памятники археологии Бурятии, собранные из разных мест. Большинство из них на тот момент было занесено снегом. Единственное, что удалось заснять - это оленные камни, культовые мегалитические сооружения древних людей. Оленными камни называют потому, что на них обычно выбивались изображения священных животных, преимущественно оленей.
Из-за холодной зимней погоды нам не удалось обойти весь музейный комплекс: например, так и остался без нашего внимания буддийский комплекс зданий, но, надеемся, всё ещё впереди. Также в Улан-Удэ я рекомендую посетить Музей истории Бурятии, Музей природы Бурятии, Художественный музей и Музей города Улан-Удэ.
В своём вступительном слове я оговорила, что не буду публиковать фотографии из музеев. Но этот музей - особенный, ибо большая часть его экспонатов находится под открытым небом. На территории музея собраны образцы зданий из разных эпох. Ещё одной изюминкой музея является небольшой зоопарк, в котором обитают животные со всех уголков Бурятии, домашние и не очень. Но животных я, так уж и быть, вам показывать не буду, чтобы осталась хоть какая-то маленькая тайна, а вот разные интересные строения покажу.
Не так давно в музее была построена эта интересная юрта, и именно с неё я начну свой рассказ. Для тех, кто не знает, юрта - это традиционное жилище бурят и многих других кочевых народов. Про то, какими бывают юрты и что у них находится внутри, я подробнее расскажу дальше. Про этот конкретный образец скажу лишь то, что в этой юрте, по замыслу её создателей, должна находиться резиденция Сагаан Убэгэна - или Белого Старца, бурятского аналога русского Деда Мороза и европейского Санта-Клауса. Белый Старец, как и Дед Мороз, - очень древнее и весьма почитаемое бурятами божество, которое органично вплелось и в буддийскую культуру. До статуса местного Деда Мороза Сагаан Убэгэн снизошёл не очень давно, хотя он традиционно является символом местного Нового года - Сагаалгана, или праздника Белого месяца. У бурят, как и многих других восточных народов, Новый год отмечается не по солнечному, а по лунному календарю. В Бурятии в праздник Белого месяца традиционно на столе должна быть так называемая "белая пища" - то есть молоко и различные молочные продукты. Ещё в ночь накануне праздника в буддийских храмах - дацанах - на особых кострах сжигают грехи людей, в виде денежных купюр или фигурок из теста, чтобы люди вошли в Новый год чистыми от всяких грехов. Но об этом - как-нибудь в другой раз, а пока вернёмся к Сагаан Убэгэну и его резиденции. Ведущий цвет юрты - белый, а почему, я, кажется, уже объяснила. По всему периметру юрты стоят своеобразные деревянные штандарты (два из них вы можете видеть по обе стороны от меня и от моей подруги). На каждом из них выбито имя чьего-либо местного новогоднего божества, город, в котором оно проживает, и количество километров от него до этого места. Например, "Дед Мороз, Великий Устюг, <...> км". Эти штандарты появились около юрты в прошлом году, так как именно тогда в юрте проходила международная конференция Дедов Морозов. В центре юрты стоит трон Белого старца, обвитый ветвями абрикоса - священного дерева божества - ну и, конечно, традиционный очаг. Также внутри юрты расположена небольшая выставка предметов быта бурят и культовых буддийских предметов.
Первый комплекс, который встречается нам на пути - эвенкийский. На территории Бурятии проживает множество различных народов, но традиционно основными считаются три: русские, буряты и эвенки. Именно к традиционным зданиям эвенков мы вначале и направились. Традиционное жилище эвенка - чум, но чумы отличаются друг от друга по виду и функциям. На этом снимке я стою рядом с летним вариантом чума, оббитым берестой.
Нашей следующей остановкой в эвенкийском комплексе было жилище шамана. Чум шамана оббит оленьими шкурами, а у его входа шамана стерегут два грозных деревянных идола. Перед чумом ещё стоит деревянная колесница, запряжённая деревянными же оленями. На этой колеснице, впадая в состояние транса, шаман "путешествовал" по мирам духов. К сожалению, фото с колесницей у меня не получилось.
Этот идол также стоит неподалёку от жилища шамана. Согласно местным приметам, если хочешь, чтобы сбылось загаданное тобой желание, нужно оставить монетку в любой трещине в деревянном туловище идола и пролезть между его ног, ничего при этом не задев. С моей массивной шубой выполнить все условия приметы оказалось не так-то просто.
А так выглядит эвенкийский комплекс целиком. На переднем плане справа, по навесом - традиционная эвенкийская лодка, слева - чум не очень богатого человека, оббитый древесной корой. Позади них, под небольшими навесами, находятся предметы быта эвенков.
Так выглядит центральная площадь музея. На ней находится церковь и городские здания Улан-Удэ XIX - начала XX века.
А так выглядит комплекс зданий, относящихся к русской деревне того же периода.
Мы посетили традиционную русскую избу, однако, поскольку в зимнее время музейные здания закрыты на консервацию, мы смогли оценить только внешний вид этих построек.
Чуть поодаль находится группа бурятских юрт зимнего типа. Зимние юрты были сделаны из брёвен наподобие изб, а вот летние создавались из войлока. Один краешек такой летней юрты выглядывает слева на снимке центральной площади музея.
Проходя мимо комплекса купеческой усадьбы начала XX века, мы обнаружили среди однотонной деревянной "массы" такое интересное цветное пятно. Эти разукрашенные ворота, конечно же, были запечатлены на долгую память.
Ещё в купеческой усадьбе наше внимание привлекло это помещение, в котором собраны все возможные средства передвижения и перевозки грузов до изобретения автомобиля.
Наша последняя остановка была там, где вообще-то, по идее, надо было наш путь начинать. Это археологический комплекс, на котором представлены памятники археологии Бурятии, собранные из разных мест. Большинство из них на тот момент было занесено снегом. Единственное, что удалось заснять - это оленные камни, культовые мегалитические сооружения древних людей. Оленными камни называют потому, что на них обычно выбивались изображения священных животных, преимущественно оленей.
Из-за холодной зимней погоды нам не удалось обойти весь музейный комплекс: например, так и остался без нашего внимания буддийский комплекс зданий, но, надеемся, всё ещё впереди. Также в Улан-Удэ я рекомендую посетить Музей истории Бурятии, Музей природы Бурятии, Художественный музей и Музей города Улан-Удэ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий